кратчайший путь из Китая в страны Европы и Ближнего Востока

Директор Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) Элдор Арипов рассказал, почему так важна для республики железная дорога Узбекистан – Кыргызстан – Китай 

«Прежде всего эта железная дорога – кратчайший путь из Китая в страны Европы и Ближнего Востока. По сравнению с действующими маршрутами расстояние сократится на 900 км, время доставки грузов – на 7–8 дней. По оценкам экспертов, перевозка грузов в объеме не менее 5 млн т в год может полностью покрыть расходы на строительство дороги», – отметил он.

По его словам, перспективность данного проекта демонстрирует уже налаженный автокоридор Кашгар – Иркештам – Ош – Андижан – Ташкент, который впервые позволил автоперевозчикам из Центральной Азии напрямую выходить на Китай.

Элдор Арипов обратил внимание, что это не единственный перспективный проект. Также очень многообещающим может стать строительство железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар с выходом на пакистанский порт Гвадар.

Узбекистан совместно с Афганистаном, Казахстаном, Пакистаном и Россией уже приступил к обсуждению этого проекта. В декабре 2018 года и в марте 2019 года в Ташкенте состоялись пятисторонние встречи глав железнодорожных ведомств, в ходе которых было принято решение о создании рабочей группы по его реализации.

«Торговля Пакистана с государствами Центральной Азии и странами СНГ динамично растет. По прогнозам, к 2025 году она составит $6 млрд. Единственное, что ее сдерживает, – отсутствие прямых транспортных коридоров», – подчеркнул эксперт.

Он добавил, что данный коридор свяжет кратчайшим путем Центральную Азию через Афганистан с Пакистаном, а также предоставит возможность выхода государствам Южной Азии на рынки СНГ и Европы. Более того, вместе с коридором Узбекистан – Кыргызстан – Китай дорога Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар решит стратегическую задачу – объединит четыре крупнейших коридора в Китае, СНГ, Европе и Южной Азии.

«Важно понять, что транспортные коммуникации не просто решают проблемы взаимосвязанности – они создают новые рабочие места, стимулируют торговлю, мотивируют развитие. В целях обеспечения финансирования указанных транспортно-инфраструктурных проектов президентом Узбекистана была озвучена инициатива создания финансового диалога для стран Центральной Азии и Афганистана. Выступая на саммите ШОС в Бишкеке, президент Узбекистана предложил также разработать и принять стратегию ШОС по развитию взаимосвязанности экономических и транспортных коридоров», – рассказал директор ИСМИ.

РЖД-Партнер