ugolnaya otrasl

В среду Правительство РФ опубликовало постановление о внесении изменений в Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Утверждённые правила устанавливают порядок приоритетного пропуска грузов на Восточном полигоне сети ОАО «РЖД». Экспортёры сырьевых грузов теперь будут подавать свои заявки на перевозку не только в ОАО «РЖД», но и в Министерство энергетики РФ. Это ведомство и будет определять квоты для погрузки в восточном направлении угля и руды. Изменения должны вступить в силу уже 1 июня, с крупными угольными компаниями новые правила согласовали заранее.

 Согласно Правилам, первыми «едут» социально значимые грузы и такие, которые необходимы для ликвидации чрезвычайных происшествий в регионах. Затем приоритет будет отдан грузам, отправляемым на основании отдельных решений президента страны. Третьими в списке учтены любые субсидируемые государством перевозки. Сейчас к ним относятся, например, зерновые и овощи. Четвёртой по важности категорией являются номенклатуры, требующие высокой скорости и надёжности доставки, внутрироссийские и экспортные отправки несырьевых грузов. И предпоследними в списке, опережая лишь «все остальные виды», определены экспортные отправки сырья в универсальном подвижном составе. В частности, уголь и руда.

К документу также выпущено приложение, регламентирующее порядок провоза главного груза РЖД – угля. Оно обязывает два министерства – энергетики и транспорта – формировать ежемесячный план таких перевозок.

Одно из главных изменений в новой редакции Правил заключается в том, что теперь рассматривать заявки угольных и металлургических компаний будет Министерство энергетики РФ на основании данных от Министерства транспорта и ОАО «РЖД»: Минтранс за 45 дней до начала планируемого месяца перевозок предоставляет сведения о пропускной способности морских портов Дальнего Востока. ОАО «РЖД» – своей инфраструктуры. Ранее грузовладельцы подавали заявки только в ОАО «РЖД».

Завяки перевозчику сохраняются. Грузоотправители предоставляют свои заявки в адрес ОАО «РЖД» на перевозку угля с железнодорожных станций в адрес портов ежемесячно не позднее чем за 40 дней до даты отправки. Минэнерго за 30 дней до начала месяца должно представить перевозчику и грузовладельцам согласованные квоты на доступ к инфраструктуре.

Принцип распределения квот на перевозку на Восточном полигоне в Минэнерго предлагается следующий. Сначала учитывается потенциальный общий объём перевозки угля с разных станций отправления на восток в порты и на железнодорожные пункты пропуска. Потом для каждого грузовладельца учитываются несколько факторов: объёмы отправки угля за предыдущие три-четыре месяца на Восточном полигоне и объёмы перевозок на других направлениях (морские порты Северо-Запада, Азово-Черноморского бассейна и объёмы перевозок на железнодорожных станциях внутри страны). Больше заявок удовлетворят у тех экспортёров, которые используют в своей логистике не только Восточный полигон, но и иные направления. Грузоотправители, у которых перевозок на «западном» направлении или внутри страны не было, получат нулевой коэффициент. То есть эти грузовладельцы не получат удовлетворения заявок на Восточном полигоне.

Как ранее сообщал в ходе онлайн-брифинга заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило, Минэнерго предложило разумное решение по простой формуле, которая учитывает, насколько сегодня диверсифицированы направления поставок угольных компаний.

«Те компании, которые везут уголь не только на восток, но и на запад, с точки зрения этой формулы получают больше преференций. Тем самым для Кузбасса мы решаем задачу по наращиванию объёмов перевозок», – рассказывал руководитель ЦФТО.

Постановление правительства обязывает также перевозчика ежемесячно резервировать 5% пропускных мощностей на инфраструктуре. На случай непредвиденных ситуаций. Если эта «бронь» не использована правительством, то объёмы перевозок распределяются в порядке новых правил среди заинтересованных компаний.

По данным ОАО «РЖД», в апреле 2020 года железными дорогами по Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали отправлено более 15 млн тонн грузов в адрес станций, расположенных в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Это на 2,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основная часть приходится на уголь – 10,1 млн тонн (+4,6%), из которых 8,7 млн тонн идут на экспорт (+4,5%). По словам Алексея Шило, согласно поручению президента страны, ОАО «РЖД» в 2020 году должно вывезти угля не меньше, чем в предыдущем (52,8 млн тонн из Кузбасса на восток).
«В текущем году необходимо вывезти из Кузбасса не менее 53 млн тонн угля. Эти обязательства мы в полной мере выполняем», – сообщал на брифинге Алексей Шило.

Как пояснил «Гудку» начальник Кузбасского ЦФТО Западно-Сибирской железной дороги Евгений Гулякин, региональным филиалам уже в начале июня придут согласованные с отраслевыми министерствами (энергетики и транспорта) объёмы, которые перевозчик обязан выполнить.
«Минэнерго уже 10 июня должны нам предоставить согласованные объёмы на июль. Чтобы эти данные предоставить, угольные предприятия должны были подать заявки за 40 дней, то есть до 20 мая свои объёмы на июль (весь период. – Ред). Крупные угольные корпорации однозначно знали о таком грядущем постановлении, поэтому были готовы предъявить определённые объёмы, в отличие от более мелких отправителей», – отмечает Евгений Гулякин.

Как рассказал «Гудку» заместитель руководителя Московского филиала «СДС Уголь» Андрей Казаков, на протяжении последних двух месяцев все угольные корпорации заявляют планы на восточном направлении с учётом тех сроков, которые прописаны в новой методике.

«Все угольщики знали о согласовании этих правил и их последующем утверждении. Не приняли бы сейчас, приняли бы в следующем месяце. Например, объёмы за июнь уже были поданы по срокам, которые были прописаны в новой методике. За июль аналогичная ситуация. Например, мы уже размещаем заявки в ЭТРАНе исходя из этих рекомендуемых сроков. Размещали их ещё до подписания этого постановления. Считаю, что никакого срыва заявочной кампании быть не должно», – сообщил Андрей Казаков.

Пока грузоотправители не готовы оценить результат введения такой методики. «Подобная методика с формулами распределения ограниченного ресурса, это шаг вперёд по сравнению с непредсказуемым распределением между всеми желающими. Однако беспокоит то, как будут работать приоритеты для различных грузов, потому что ранее они все имели одинаковый приоритет. В формулировке нового постановления не до конца всё понятно. В частности, есть приоритетные категории с расплывчатыми формулировками, например субсидируемые грузы», – говорит заместитель генерального директора по логистике СУЭК Денис Илатовский.

Андрей Казаков утверждает, что после введения нового документа компания сохранит объём перевозок.

«Новый документ затрагивает не только угольщиков, но и другие отрасли промышленности, организующие грузовые перевозки. Тем не менее надеюсь, что такое решение на угольной отрасли негативно не отразится. Объём перевозок мы сохраним. Время покажет, будет ли от него польза, поскольку пока сложно комплексно оценить все последствия от введения данных правил», – отметил Андрей Казаков.

«Думаю, что на первых этапах Минэнерго будет тяжело. Сейчас компании должны помимо восточного направления ещё заявить грузы и на запад. А у некоторых региональных предприятий нет возможности отправлять туда грузы, поскольку заявок и контрактов не заключали. Думаю, что в июне эта методика ещё не будет отработана, конкретнее можно оценивать лишь по прошествии какого-то времени», – резюмирует Евгений Гулякин.

В Минэнерго на вопросы «Гудка» о новом документе на момент сдачи номера не ответили.

Надежда Проскура