Украинским трейдерам придётся "защитить рублём" российские цистерны от простоя. Российская операторская компания ООО "Газпромтранс" изменила условия поставок сжиженных углеводородных газов (СУГ) на территорию Украины. В частности, прекращены отправки топлива в адрес компаний, попавших под санкции Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины.

В санкционный список МЭРТ вошли 16 трейдерских компаний, которым указ министерства фактически запретил любую внешнеэкономическую деятельность. Также под санкции попали восемь компаний - нерезидентов Украины, общий объём поставок в страну которых в 2016 году составил 563,2 тыс. тонн СУГ. Экономическое ведомство мотивировало ввод запретительных мер в связи с тем, что Служба безопасности Украины (СБУ) возбудила ряд дел по ст. 258-5 УК Украины (финансирование терроризма). В то же время, по мнению участника украинского рынка СУГ - директора компании "Автотранс" Сергея Михайлика, такие меры вводятся с подачи СБУ с целью уничтожения конкуренции на рынке.

Ещё одним поводом для изменения условий послужили участившиеся случаи простоя гружёных вагонов на станциях ПАО "Укрзализныця" (УЗ, "Украинские железные дороги"). Теперь, с введением новых условий поставок, вагоны оператора будут финансово защищены от простоя за счёт грузополучателей. Заместитель генерального директора "Газпромтранса" по коммерческим вопросам Дмитрий Ващенко отметил в письме руководителям причастных подразделений оператора, что "в связи с возможным введением ограничений в отношении других юрлиц в части осуществления внешнеэкономической деятельности по поставкам нефтепродуктов и СУГ, а также с целью минимизации рисков для компании, приём заявок на перевозку назначением на Украину будет осуществляться при соблюдении ряда условий".

Во-первых, покупатели и получатели продукции не должны входить в санкционный список МЭРТ. Во-вторых, грузополучатель должен предоставить финансовые гарантии в виде оплаты обеспечительного взноса в размере, эквивалентном 30-дневному простою вагона за пределами РФ в соответствии с условиями действующих договоров, за каждый отправленный вагон. И наконец, в случае повреждения или утраты вагонов, а также невозврата вагонов на территорию России в течение 60 дней с момента пересечения пограничного перехода контрагент обязан возместить рыночную стоимость подвижного состава.

Напомним, ранее оператор полностью прекращал оформление груза и отправки вагонов в адреса украинских грузополучателей. Причиной, как отметил заместитель генерального директора по перевозкам "Газпромтранса" Алексей Пешков в письме руководителям филиалов компании, стали участившиеся случаи необоснованной отбраковки цистерн по коду неисправности "100" - "Диагностирование колёсных пар (их узлов/деталей)". Кроме того, служба вагонного хозяйства УЗ отказывалась предоставлять информацию оператору по срокам выпуска вагонов из текущего ремонта.

Начальник отдела мелкооптовых продаж СУГ ОАО "СГ-Трейдинг" Иван Алтынов считает, что серьёзные условия, поставленные "Газпромтрансом" перед украинскими трейдерами, не отпугнут грузополучателей.

"Трейдеры от объёмов СУГ точно отказываться не будут. А с учётом того, что задержаться подвижной состав на Украине может по вине не самих трейдеров, а, к примеру, железнодорожников, обеспечительные взносы можно попробовать застраховать", - считает эксперт.

Напомним также, что в октябре прошлого года "Укрзализныця" запретила перевозку грузов в вагонах ряда российских операторов, в том числе АО "СГ-Транс", АО "НефтеТрансСервис" и АО "Сбербанк Лизинг". В ответ ОАО "РЖД" и Федеральное агентство железнодорожного транспорта ввели симметричные санкции против украинских перевозчиков, в частности против госкомпании ГП "Укррефтранс".

Гудок № 29  21 февраля 2017 г.