Тесты по железнодорожной транспортировке грузов в Финляндию с использованием электронных документов признаны успешными

Федеральные таможенная и налоговая службы, а также ОАО "РЖД" подготовили в правительство доклад об использовании электронного документооборота в ходе эксперимента по возврату экспортёрам НДС при железнодорожной транспортировке грузов в Финляндию. Безбумажная технология признана очень успешной и сокращающей расходы как перевозчика, так и экспортёров. В докладе рекомендуется после определённой доработки нормативной базы распространить этот опыт на всю сеть и другие виды транспорта.

Эксперимент по обмену электронными данными между ФТС, ФНС и ОАО "РЖД" начался в 2016 году. Компании-экспортёры получили возможность подтвердить нулевую ставку НДС при перевозке продукции железнодорожным транспортом. Это важно с финансовой точки зрения. По Налоговому кодексу, экспортёр освобождён от уплаты НДС, и поэтому впоследствии он может получить от налоговых органов вычет этого налога. Так как речь идёт о значительных суммах, компании заинтересованы получить их как можно скорее. В товаросопроводительные документы, которые уже существовали в электронном виде, были введены пункты, позволяющие таможенникам после проверки поставить отметку "Выпуск разрешён". ОАО "РЖД" теперь может в случае необходимости (при требовании таких сведений налоговиками для подтверждения нулевой ставки НДС) передать нужные сведения в электронной форме в ФНС для подтверждения факта экспорта.

Как пояснил заместитель главного инженера ЦФТО ОАО "РЖД" Юрий Суродин, провести такой эксперимент предложила сама компания, которая преследовала цель, во-первых, увеличить грузопоток путём улучшения сервиса, а во-вторых, сократить как собственные расходы, так и расходы экспортёров на оформление перевозок.

Теперь вместо многих отделов, оформляющих перевозочные документы по всей стране, появилась возможность вести документооборот из одного центра. Федеральные службы могут эффективно отслеживать экспорт, быстро получать и обрабатывать все данные в электронном виде.

"Сначала был подготовлен план взаимодействия всех участников, - говорит Юрий Суродин. - Финляндия была выбрана потому, что с этой страной у нас наиболее "продвинутые" отношения в плане электронного взаимодействия. В эту страну по новой технологии перевезли 5 млн тонн минеральных удобрений из 13,5 млн тонн всего экспорта".

"Мероприятия плана проведения эксперимента выполнены в срок, - говорит заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов. - В феврале доклад об итогах эксперимента и достигнутых успешных результатах, а также предложения по расширению результатов на других участников и иные виды транспорта направлены в аппарат правительства. Безбумажная технология представления в электронном виде в налоговые органы документов и сведений для подтверждения нулевой ставки НДС может стать существенным упрощением в работе российского бизнеса".

Главный конструктор компании Intellex (она поддерживает и развивает программное обеспечение для железнодорожной системы ЭТРАН, которая используется при перевозках) Николай Бузурнюк замечает, что пока всё-таки приходится оставлять на станции отправления для подстраховки часть бумажных документов, поскольку этого требует действующий Налоговый кодекс.

План законодательных изменений подготовлен, и в конце 2017 года они могут быть приняты. По словам Юрия Суродина, нужно решить вопрос об изменении статей 164 и 165 Налогового кодекса и определённых документов, регламентирующих деятельность Федеральной таможенной службы и Минтранса.

В этом случае российские экспортёры получат возможность оформлять налоговые документы в электронном виде по большинству экспортных направлений, в том числе и на всём западном направлении. Однако в ряде сопредельных государств законодательство ещё не предусматривает возможность такого электронного документооборота. В частности, это Азербайджан, Монголия, Китай. По этим направлениям пока придётся оформлять документы на бумаге.

Гудок № 28 (26167) от 20 февраля 2017 г.