3 ошибки, повлекшие дополнительные расходы по перевозке груза

Стоимость перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории России, стран СНГ и Балтии рассчитывается до начала перевозки и не меняется в процессе ее осуществления при неизменных исходных данных. При этом зачастую возникают дополнительные расходы.

Дополнительные расходы. Откуда они берутся и как их можно избежать?

Опираясь на многолетний опыт работы в сфере организации жд перевозок грузов, мы хотели бы дать некоторые полезные рекомендации по этому вопросу, на что Вам следует обратить внимание до начала перевозки во избежание непредвиденных расходов.

Одной из самых распространенных ошибок при оформлении документов на перевозку груза железнодорожным транспортом является неверно указанные отправителем весовые параметры груза в перевозочных и таможенных документах. Как следствие, дополнительные расходы возникают по факту корректировки веса груза и доначисляются перевозчиком после осуществления самой перевозки.

Проверяйте оформленную накладную СМГС, таможенную декларацию и другие сопроводительные документы на предмет соответствия внесенных в них данных по наименованию, кодам груза, его весовых параметров.

Иногда доначисления за перевозку груза возникают при отсутствии в оформленном отправителем перевозочном документе (железнодорожной накладной) информации о принадлежности подвижного состава, собственнике вагона и/или отсутствии данных сведений в базе данных железнодорожных администраций. Пример из практики: груз следовал из России в страны Средней Азии в приватном вагоне, не принадлежащем перевозчику. У российского перевозчика при отправке груза приватность вагона не вызывала сомнений, к тому же в накладной СМГС был указан собственник вагона. Однако, последующий перевозчик, ввиду отсутствия информации в базе данных ЖА о приватности вагона, по факту прохождения груза начислил провозной тариф по ставкам перевозки груза в вагонах общего парка, что повлекло за собой существенное увеличение стоимости перевозки и достаточно долгий процесс доказывания неправомерности доначисления.

Если Вы привлекаете подвижной состав у сторонних организаций, строго следуйте инструкциям по заполнению перевозочных документов, в частности, накладной СМГС, а также требуйте у собственника вагонов гарантий курсирования предоставленных вагонов по маршруту перевозки вашего груза и наличия признака приватности парка подвижного состава в базах данных.

Отсутствие необходимого и достаточного комплекта сопроводительных документов для беспрепятственного прохождения грузом границ государств-участников перевозки также часто является причиной возникновения дополнительных расходов, возникших не по вине перевозчика. В этом случае, вагоны с грузом задерживаются на пограничных станциях или в пути следования до выяснения, возникают расходы по простоям вагонов в зоне таможенного контроля и т.п. Так, например, при отгрузке лесоматериалов на экспорт необходимо к перевозочным документам прикладывать добавочную спецификацию с указанием весовых параметров на каждую отгружаемую партию товара с разбивкой по кодам ТН ВЭД, по которым таможенные органы идентифицируют груз по принадлежности его к конкретной декларации. Наличие указанной спецификации с указанием весовых параметров является обязательным требованием при убытии с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с требованиями статьей 163 и 159 ТК ТС.

Прикладывайте к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других административных формальностей на всем пути следования груза. Эти документы должны относиться только к тем грузам, которые значатся в данной накладной.

Мы привели лишь самые распространенные ошибки отправителя, которые влекут за собой дополнительные расходы при перевозках грузов по железной дороге. Согласно Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении перевозчику (железной дороге) должны быть возмещены все расходы, связанные с перевозкой груза, в том числе не предусмотренные применяемыми тарифами и вызванные причинами, не зависящими от перевозчика. Дополнительные расходы, подтвержденные документально, взыскиваются перевозчиком с плательщика (отправителя, получателя, экспедиторской организации), как правило, в безакцептном порядке с его лицевого счета. На практике, часто приходится отстаивать интересы грузовладельца перед администрациями железных дорог за допущенные ошибки отправителя.

Помните: грамотно подготовленные документы, качественная организация перевозки и оперативное решение вопросов по транспортировке груза избавят Вас от неожиданных, дополнительных затрат и срывов сроков доставки.

ООО Транспортное предприятие «Нефтехимтранс»,
г. Москва, 2017