дефецит полувагонов

Осенью на рынке железнодорожных перевозок может повториться дефицит полувагонов, предупредили в РЖД. В конце 2017 года из-за этого десятки российских предприятий оказались на грани банкротства, пострадали целые регионы

РЖД ждут дефицит

«Российские железные дороги» (РЖД) видят «риски образования» дефицита полувагонов осенью 2018 года, заявил в среду, 6 июня, на пресс-конференции заместитель гендиректора компании Павел Иванов, курирующий грузовые перевозки, передает корреспондент РБК.

«Чтобы сеть работала сбалансированно и все имели одинаковую доступность к вагонам, 40–50 тыс. [дополнительных] вагонов нам необходимо на сеть, чтобы закрыть эту проблему», — сказал он.

днако, по его оценкам, операторы закупят в этом году только 30 тыс. полувагонов. Таким образом, дефицит будет составлять около 10–20 тыс.

Представитель Минтранса подтвердил, что РЖД представили данные о том, что дефицит может составить до 20 тыс. единиц полувагонов.

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), осенью 2017 года дефицит доходил до 15 тыс. полувагонов.

Составы из полувагонов являются самым массовым видом подвижного состава на российской железной дороге. Сейчас используется 502 тыс. полувагонов, что на 12 тыс. больше, чем на конец 2017 года, говорит Иванов. В случае дефицита больше всего пострадают, как и в прошлом году, грузоотправители, работающие на внутренний рынок, рентабельность у которых уступает клиентам, ориентированным на экспорт, добавляет он.

В России рынок вагонов (и в том числе полувагонов) либерализован, и ставки на их аренду не регулируются государством. Экспортеры угля, который является основным грузом для полувагонов, готовы их арендовать по высоким ставкам. А для внутренних поставок низкодоходных грузов, таких как щебень, конкурировать с угольщиками сложно. «Финансово-экономические условия, которые выставляют операторы перед грузоотправителями, отправляющими щебень, они, конечно же, жесткие», — указывает замглавы РЖД.

«В период подготовки к отопительному сезону на российском рынке традиционно возникает проблема нехватки полувагонов, поэтому не исключено, что ситуация действительно повторится», — соглашается представитель Федеральной грузовой компании (ФГК, «дочка» РЖД). Представительница крупнейшего частного железнодорожного оператора — Первой грузовой компании, принадлежащей UCL Владимира Лисина, отмечает, что на железных дорогах есть «нехватка полувагонов», вызванная их массовым списанием в 2016–2017 годах и ростом грузооборота некоторых товаров. «Но дефицит не носит тотального характера», — говорит она. По ее словам, рынок сам способен справиться с дефицитом, без дополнительных механизмов регулирования, если сеть РЖД не ухудшит оборот вагонов и не возникнет значимого объема «отложенных перевозок» из-за чемпионата мира по футболу, который стартует 14 июня.

Вагоны для угля

Полувагон для угля

Основной груз, который перевозится в полувагонах, — уголь. В январе—мае 2018 года общая погрузка на сети РЖД составила 534,9 млн т, что на 3,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А перевозка угля достигла 156,8 млн т (+5% к январю—маю 2017 года). До конца года спрос на полувагоны со стороны угольщиков, очевидно, будет высоким: по итогам 2018 года добыча угля в стране составит 420 млн т, что на 3% больше, чем в 2017 году, сообщил в среду, 6 июня, замминистра энергетики Анатолий Яновский. При этом на экспорт планируется отправить 200 млн т, что на 10,5% больше, чем в 2017 году.

Как ​решить проблему?

В 2017 году дефицит полувагонов поставил под угрозу банкротства десятки компаний и привел к финансовым проблемам отдельных регионов. В частности, глава Карелии Артур Парфенчиков обращался к тогдашнему вице-премьеру Аркадию Дворковичу из-за проблем с вывозом щебня из региона. По его словам, дефицит подвижного состава в 2017 году уже привел к остановке восьми предприятий и еще десять находятся под угрозой банкротства. Бюджет республики лишился около 400 млн руб., подсчитал Парфенчиков. Руководитель «Опоры России» Александр Калинин заявлял, что из-за дефицита полувагонов тысячи малых и средних предприятий также оказались на грани банкротства. По его словам, дефицит наблюдался в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах.

Представители Карелии и «Опоры России» пока не ответили на запросы РБК о рисках нового дефицита вагонов.

Для того чтобы нивелировать последствия дефицита, РЖД предлагают ускорить оборот вагонов. «За счет сокращения простоя вагонов на технических станциях, на станциях погрузки, в том числе на инфраструктуре необщего пользования (участки, неподконтрольные РЖД. — РБК)», — говорит Иванов. Например, по его данным, сейчас на таких участках железной дороги и станциях простаивает более 10 тыс. полувагонов — они никак не используются минимум по десять суток. «Эти цифры говорят о том, что как такового дефицита нет, если этот полувагон использовать более интенсивно», — отмечает топ-менеджер РЖД.

Однако компания сама ничего не может сделать с вагонами, которые находятся на не принадлежащих ей путях, пояснил РБК представитель РЖД. «В связи с этим компания призывает собственников вагонов и грузоотправителей принимать все возможные меры по ускорению погрузочно-разгрузочных операций», — добавил он.

Представитель ФГК также отмечает, что «операторы должны в первую очередь заниматься не искусственным накачиванием парка, а повышением собственной технологической эффективности». Но не секрет, что есть проблема с задержкой вагонов по вине грузоотправителей, этот простой можно и нужно сокращать, добавляет она.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров согласен, что дефицита вагонов в этому году не избежать. По его словам, это связано с ростом погрузки и активизацией ремонтных работ. «В этом году существенно лучше финансируется ремонт инфраструктуры, но при этом координация между внутренними службами РЖД оставляет желать лучшего», — отмечает он. Но операторы в меньшей степени виновны в дефиците, уверен эксперт: они не заинтересованы в простое вагонов, потому что у них в контрактах за это предусмотрены штрафы, а также это просто невыгодно, когда есть большой спрос. А вот с грузоотправителями действительно есть проблема, признает Бурмистров. «На путях необщего пользования есть проблема нехватки тягового подвижного состава, проблемы со станциями сопряжения и т.д.», — отмечает эксперт.

Представитель Минтранса отмечает, что расчеты РЖД о дефиците представлены с учетом дополнительных 30 тыс. вагонов, «которые могут понадобиться при условии большого объема ремонтных работ на железнодорожной инфраструктуре с перерывами в движении, технологических недостатках в организации движения, приводящих к «брошенным поездам», неравномерной сосредоточенности парка в местах массовой погрузки».

«Однако с учетом того, что в РЖД на высоком уровне организована работа по движению поездов, заранее планируются мероприятия по ремонту инфраструктуры, имеется в наличии исправный локомотивный парк, Минтранс считает, что резерв в виде 29,5 тыс. полувагонов избыточен и по факту не будет востребован.

РБК