Проблеме взаимодействия грузоперевозчиков не один десяток лет: до полной синхронизации действий портов и железнодорожников еще пока далеко, однако шаги навстречу друг другу делаются уже сейчас. Обе стороны надеются на новое законодательство.

В рамках 20-й Международной выставки транспортно-логистических услуг и технологий "Трансроссия" прошла встреча между "конфликтующими сторонами" — представителями РЖД и Морского торгового порта Новороссийска. Как отметили присутствующие, вопросы, поднимаемые на примере этого локального спора, характерны для всех российских припортовых зон. И, естественно, основная проблема — это скопление грузов или, наоборот, порожних вагонов.

При этом, как отмечают участники диалога, несмотря на санкции и обострение внешнеполитической ситуации, грузооборот меньше не становится. Как отметил заместитель начальника департамента траснпортно-логистического бизнес-блока компании РЖД Александр Романов, если раньше упор делался на импорт, то теперь в основном на экспорт. В целом же обмен грузами практически не уменьшился.

Северо-Кавказская дирекция управления железнодорожным движением с портом Новороссийска общий язык нашла. Здесь создан координационный совет морских и сухопутных перевозчиков, и стороны обмениваются хоть какой-то информацией. Это направление очень важно, как выяснилось.

Например, конкретный порт может обработать в сутки 700 вагонов, однако очень важно их содержимое: если, допустим, в один день все составы пришли груженые чугуном, а во второй — только зерном, то для их обработки попросту не найдется площадки. Поэтому обеим сторонам выгодно договариваться заранее, чтобы грузы в один день были разными. И таких примеров можно привести массу. По словам Александра Романова, существующие проблемы смогут разрешить создаваемые РЖД по всей стране логистические центры. Правда стоит учитывать, что программа эта долгосрочная и в ближайшие дни портовики и железнодорожники не договорятся.

Еще один фактор, который должен разрешить конфликтную ситуацию, —реконструкция действующих портов и применение инновационных технологий. Так, например, первый заместитель начальника службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Северо-Кавказской дирекции управления движения РЖД Андрей Дерий считает, что вагоноопрокидывающее оборудование существенно снижает время отстоя и груза, и порожних вагонов в припортовых зонах, правда, подобное оборудование есть далеко не у всех. А вот тот же Новороссийский морской торговый порт сейчас реконструируется. По словам заместителя генерального директора НМТП Андрея Гарнухина, в будущем году будет полностью обновлено погрузочно-разгрузочное оборудование, а к 2020-му планируется увеличение грузооборота, к примеру, зерновых, химии на 5 млн тонн каждого продукта, а также перевозки контейнеров. Такого же подхода к поставленной задаче хотят в порту и от железнодорожников.

"Действия должны быть скоординированы. У нас расчетный грузооборот в порту 20,5 млн тонн в год, а только за 2014-й через НМТП прошло 33 млн тонн! О чем это говорит? О том, что инфраструктуру нужно развивать и РЖД", — сообщил Гарнухин.

По его словам, с теми же контейнерами работники порта каждый день сейчас играют в "Тетрис" — то есть думают, как составить их, чтобы они наконец-то исчезли или занимали мало места. Это, к слову, зависит и от владельцев грузов. Кому-то и правда выгодно копить на складах товар, чтобы отправлять его скопом. Однако с клиентом в этом отношении не поспоришь. Поэтому решения большинства проблем участники дискуссии видят в российском законодательстве. В этом году Государственная дума РФ должна пересмотреть поправки в закон о морских перевозках и из него должны быть исключены все несоответствия с уставом железнодорожников. Таким образом, как считают перевозчики, законодательно будут закреплены и права, и обязанности обеих сторон. 

Александр Фролов

22 апреля 2015