Ставки созревают с зерном

vagon zernovoz

Единственным видом подвижного состава, на который в июле выросла суточная ставка аренды, являются вагоны-зерновозы. Повышение стоимости аренды фиксируется на уровне 13% по сравнению с июнем этого года. Участники транспортного рынка объясняют повышение цен появлением нового урожая зерновых, повлёкшим увеличение спроса на этот вид подвижного состава.

Как рассказал в ходе оперативного совещания в ОАО «РЖД», прошедшего в минувший понедельник, заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило, суточная ставка аренды вагона-зерновоза в июле этого года составляет 1300 руб. В июне она фиксировалась на уровне 1150 руб. в сутки.

«Зерновики считают не календарный год. Для них год начинается с июля, когда появляется новый урожай. Поэтому естественно, что в конце предыдущего «зернового» года – в апреле, мае, июне – ставки на зерновозы снижались, а когда возник сезонный спрос, ставки снова выросли. Наступает июль – ставки повышаются, «зерновой» год подходит к концу – ставки снижаются», – рассказал «Гудку» генеральный директор транспортной компании «ГарантЛогистик» Абухасан Эльнукаев.

«С новым «зерновым» годом начинается новый экспортной сезон, активизируются перевозки, – подтверждает директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. – Созревает новый урожай – его надо везти, поэтому рост ставок на данный вид подвижного состава по сравнению с предыдущими месяцами вполне объясним.

Стоит отметить, что спрос на вагоны-зерновозы сейчас будет только расти, до пика ещё далеко. В этом году мы можем увидеть рекордные месячные объёмы зерна осенью, вплоть до 6 млн тонн, что приведёт к росту спроса на зерновозы и укреплению ставок. Вероятно, ставки сохранятся на относительно высоком уровне до начала следующего календарного года. А в первом полугодии следующего года должно начаться их сезонное снижение».

«Повышение цен на подвижной состав в начале «зернового» года – это сложившаяся традиция, но традиция печальная, – считает председатель правления Союза экспортёров зерна Эдуард Зернин. – Она ограничивает использование железнодорожного транспорта на коротких плечах. Я считаю, что сезонное повышение ставок снижает конкурентоспособность железной дороги по сравнению с альтернативными способами транспортировки зерна, тогда как без сезонного повышения было бы возможно, наоборот, наращивание рыночной доли железнодорожного транспорта».

«Спрос на вагоны-зерновозы сезонный. Однако следует понимать, что цена аренды такого вида подвижного состава зависит не столько от сроков начала уборочной страды, сколько от прогноза урожая, – отмечает генеральный директор ABC-RAIL Артур Нурмухамедов. – Именно исходя из прогноза зерновые трейдеры формируют заявки на закупку и резервируют необходимые транспортные ресурсы. Прогноз урожая в этом году благоприятный – ожидается, что всех видов зерновых культур в России будет собрано больше, чем в прошлом году, когда этот показатель составил 121 млн тонн. Эти факторы вселили надежду во владельцев вагонов-зерновозов, что этот вид подвижного состава как минимум будет востребован, пусть и по цене на 15% ниже, чем в прошлом году».

В июле прошлого года суточная ставка аренды вагона-зерновоза составляла 1500 руб.

Как рассказал Андрей Сизов, в этом году ожидается сбор больших объёмов урожая зерновых. По последним прогнозам – 126,5 млн тонн.

«Вероятно, Россия в этом году соберёт большие объёмы урожая, который уступит разве что рекордному 2017 году, когда было собрано 135,5 млн тонн зерновых. При этом в основных странах – конкурентах России – ситуация на зерновом рынке не очень хорошая. У основных конкурентов, коими являются Украина и Европейский союз, в частности Франция, в этом году наблюдается сильное падение производства зерна. Поэтому для России ситуация пока благоприятная, но многое будет зависеть от того, не будут ли вводиться квоты на экспорт зерна.

В целом российский экспорт зерна в этом году находится в благоприятной ситуации. Цены на хорошем уровне, выше прошлогодних. Например, сейчас экспортная цена на пшеницу составляет $208 за тонну, год назад тонна пшеницы стоила $195», – рассказал Андрей Сизов.

Согласно оперативным данным ОАО «РЖД», погрузка зерна на сети за январь – июнь этого года составила 10,7 млн тонн, что на 16,9% больше, нежели за аналогичный период прошлого года. В январе – июне 2019 года на сети было погружено 9,1 млн тонн.

Вадим Павлов