Решение оставили за Белоруссией

perevozki cisternami

ОАО «РЖД» готово обеспечить своевременную доставку белорусских транзитных нефтеналивных грузов в российские порты. В минувшую среду на официальном сайте правовой информации Российской Федерации опубликован документ о ратификации соглашения на перевозку и перевалку нефтепродуктов из Белоруссии через порты России. Документом предусмотрено, что транзитная продукция белорусских нефтеперерабатывающих заводов будет перевозиться до морских портов Северо-Западного региона РФ железнодорожным транспортом. При этом предполагается, что для доставки нефтеналивных грузов будет использоваться подвижной состав российских компаний.

Согласно документу, Министерство транспорта РФ должно провести переговоры с белорусской стороной и по достижении договорённости подписать данное соглашение, которое будет действовать до конца декабря 2023 года.

Как рассказал «Гудку» пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» (Беларусь) Александр Тищенко, проект соглашения на перевозку грузов на данный момент в его стране проходит этап согласования в правительстве и ещё не утверждён.

«В случае одобрения документа Министерство транспорта Белоруссии уполномочено подписать соглашение с российской стороной. После чего белорусские производители нефтепродуктов смогут подписать соглашения о перевозке и перевалке грузов с представителями железной дороги, портов, российских терминалов и перевалочных комплексов», – говорит Александр Тищенко.

ОАО «РЖД» также участвует в переговорном процессе с Правительством Беларуси, который сейчас идёт на уровне министерств транспорта двух стран. Согласно одобренному проекту тарифы на железнодорожные перевозки будут установлены российской стороной в соответствии с национальными законодательствами с учётом скидок, установленных решениями ОАО «Российские железные дороги» и государственного объединения «Белорусская железная дорога». Стороны гарантируют отсутствие любого повышения тарифов, за исключением ежегодной общей индексации, предусмотренной законодательством Беларуси и России. Планируется, что в течение трёх лет, в 2021–2023 годах, транзит нефтепродуктов составит 9,8 млн тонн.

Как рассказал в ходе брифинга, который прошёл в минувший четверг, заместитель генерального директора – начальник ЦФТО ОАО «РЖД» Алексей Шило, стоимость железнодорожной перевозки белорусских грузов, которые планируется переваливать в портах РФ, будет сопоставима с тарифом на транспортировку по территории стран Балтии.

«Мы оценивали железнодорожную составляющую, – говорит Алексей Шило. – Я могу сказать, что с учётом тарифа по Белоруссии, тарифа РЖД, с учётом скидки при перевозке разных номенклатурных групп – мы смотрели вакуумный газойль, дизель и мазут – получается, что у нас условия сопоставимые. По февралю мы пока каких-либо заявок на перевозку не получали и в свои планы их не закладывали, но начиная с марта-апреля мы будем готовы эти объёмы переваливать».

По данным ЦФТО, с 2016 года ОАО «РЖД» поэтапно вводило скидки на перевозки между Белоруссией и Россией. Вначале скидку дали на гружёные рейсы, потом на порожние и сделали такую скидку универсальной, чтобы можно было пользоваться и собственными вагонами, и белорусскими. Это одна из самых первых долгосрочных скидок, которая принята до 2025 года. Она составляет 50% на кругорейсы и в порожнем, и в гружёном состоянии.

Предполагается, что объём перевалки белорусских нефтепродуктов может составить 2–3,5 млн тонн в год.

«Мы здесь выступаем перевозчиком и, соответственно, готовы хоть светлые, хоть тёмные нефтепродукты в полном объёме забрать», – сказал Алексей Шило.

По словам члена правления компании Rail Go Олега Яценко, расстояние между станциями Барбаров (Беларусь) – Клайпеда (Литва) составляет 946 км, между Барбаров – Высоцк (Россия) – 1167 км. Средний ход вагона – 250 км/сут., средняя ставка аренды цистерны – 1,05–1,15 тыс. руб., разница пути будет меньше чем сутки. Таким образом, вагонная составляющая не сильно повлияет на стоимость перевозки. От станции Барбаров (Беларусь) до порта Усть-Луга (Россия) средний тариф на перевозку составит 1,4 тыс. руб. за тонну нефтепродуктов, а до Клайпеды (Литва) – 1,8 тыс. руб.

Олег Яценко считает, что объём нефтепродуктов, заявленный белорусской стороной, потребует задействовать 2,5–3 тыс. вагонов-цистерн в месяц. Железнодорожная сеть РЖД легко справится с данной перевозкой. Общий парк цистерн в РФ на сегодня насчитывает 200 тыс. вагонов, это означает, что за месяц российские операторы могут перевезти 20 млн тонн нефтепродуктов.

По данным ЦФТО, на сегодняшний момент больших объёмов перевозок грузов из Белоруссии по этому направлению (через порты Северо-Запада) нет.
«К нам приходят предложения на перевозку нефтепродуктов из Белоруссии в РФ, но они пока чисто теоретические, мы только производим расчёты. Сегодня перевозки нефтепродуктов по железной дороге из Белоруссии в Россию отсутствуют. Тестовая перевозка осуществлялась один раз, но транспортировкой занимался инвентарный парк Белоруссии», – говорит Олег Яценко.

Параллельно с обсуждением проекта на правительственном уровне белорусский концерн, производитель и поставщик нефтепродуктов, продолжает вести переговоры с представителями российского терминала компании «Лукойл» («РПК-Высоцк Лукойл-II») и перевалочных комплексов «Усть-Луга Ойл» и «Портэнерго».

«Главная цель – сохранить стоимость перевалки и прогона грузов по железной дороге на сопоставимом уровне», – говорит Александр Тищенко.

В ратифицированном РФ документе отмечено, что услуги операторов морских терминалов в морских портах РФ будут предоставляться на основании долгосрочных договоров, заключаемых на три года.

По словам начальника отдела логистики компании «Усть-Луга Ойл» Владимира Корженко, компания продолжает переговоры с белорусской стороной о поставках, но конкретных решений нет.

«На летний период у нас имеются свободные мощности для перевалки нефтепродуктов в объёме от 30 до 60 тыс. тонн в месяц, – говорит Владимир Корженко. – Сейчас у нас подписаны долгосрочные договоры с российскими поставщиками сроком от трёх до пяти лет, которые мы не можем игнорировать. В связи с чем необходимо будет искать баланс приёмки груза между поставщиками. У нас нет никаких преференций для иностранных поставщиков, для всех предусмотрены одинаковые условия».

По мнению советника генерального директора компании «БалтТрансСервис» Владимира Прокофьева, ранее белорусские предприятия отдавали предпочтение транзиту груза через Литву из-за того, что стоимость тарифа на перевалку грузов в портах Балтики ниже, чем в РФ.

По данным «Infoline-Аналитики» (на декабрь 2020 года), перевалка светлых нефтепродуктов в Усть-Луге стоила 1,15 тыс. руб. за тонну, в Клайпеде – 550 руб. Таким образом, на перевалке своих нефтегрузов через российский терминал Беларусь может терять около 600 руб. за одну тонну.

Владимир Прокофьев отметил, что у белорусских экспортёров есть некоторые виды нефтепродуктов, которые терминалы не всегда могут принять.
«Возможности нашего предприятия не позволят принять весь ассортимент предлагаемых товаров от белорусской стороны, поскольку резервуары под отдельный вид нефтепродукта могут быть заняты перевалкой грузов российских производителей, с которыми у нас уже подписан договор. В течение ближайших трёх лет увеличить объёмы перевалки нефтеналивных грузов на нашем предприятии не представляется возможным», – говорит Владимир Корженко.

«В среднем в сутки сегодня в Беларусь мы везём более 22 тыс. тонн разных грузов и через Беларусь ещё порядка 10 тыс. тонн. То есть около 30 тыс. тонн в сутки различных номенклатурных групп идёт на границу с Белоруссией», – пояснил начальник ЦФТО.

По итогам прошедших на прошлой неделе переговоров с премьер-министром России Михаилом Мишустиным премьер-министр Беларуси Роман Головченко сообщил, что стороны намерены в ближайшее время подписать межправительственное соглашение о перевалке белорусских внешнеторговых грузов через порты РФ.

Сергей Волков