hoper

В пятницу со станции Алейская Западно-Сибирской дороги (Алтайский край) в Турцию совершена тестовая отправка партии пшеничных отрубей. Состав проследует по сухопутному транспортному коридору Баку – Тбилиси – Карс (БТК) и прибудет на конечную станцию через 14 дней, что в два раза быстрее, чем при транспортировке по морю. В перспективе такие отправки могут стать регулярными, что, как предполагается, позволит увеличить прямой экспорт отрубей в Турцию.

Перевозку первой партии пшеничных отрубей массой 420 тонн из Алтайского края в Турцию организовали Западно-Сибирский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) и компании-операторы – «РЖД Логистика», Pasifik Eurasia Logistics (Турция), GR Logistics (Грузия) и ADY Express (Азербайджан). Груз предоставили два сибирских экспортёра – ЗАО «Алейскзернопродукт» и АО «Новосибирскхлебопродукт».

Как сообщил заместитель начальника Западно-Сибирского ТЦФТО Вячеслав Березовский, новый железнодорожный маршрут позволит существенно сократить сроки доставки по сравнению с традиционным способом, когда груз сначала транспортируется в порт Черноморского побережья, потом перегружается на судно и далее морем следует в Турцию. «При мультимодальной перевозке в Турцию, а это сейчас основной способ отправок, необходимо выполнить пять операций: доставить груз до порта, выполнить перевалку, а потом уже в порту по прибытии. Также требуется обеспечить экспедирование, фрахт судна и организовать доставку потребителю. Срок доставки составляет почти месяц. При прямой железнодорожной отправке, по нашим расчётам, потребуется около 14 дней», – прокомментировал он.

Вдобавок при перевозке по сухопутному транспортному коридору исключаются расходы, связанные с транспортировкой морем. «Снижение стоимости отправки – важный фактор для экспортёров из Сибири, поэтому мы рассчитываем, что этот маршрут будет интересен грузоотправителям», – отметил Вячеслав Березовский.

Как уточняет руководитель пресс-службы компании «РЖД Логистика» Евгения Фисенко, при прямой железнодорожной перевозке нет необходимости подстраивать дату прибытия вагонов к подходу в порт судна.

Генеральный директор холдинга «Новосибирскхлебопродукт» Сергей Соколов считает, что, после того как технология железнодорожной перевозки из Алтайского края в Турцию будет отработана, такие отправки могут стать регулярными. Экспортёр отметил, что в отличие от мультимодальных перевозок в этом направлении доставка по железной дороге даёт возможность грузоотправителям предъявлять небольшие партии, что намного удобнее для малого и среднего бизнеса. «При транспортировке пшеничных отрубей мультимодальным сервисом минимальная судовая партия составляет 3 тыс. тонн, в то время как при прямой отправке железнодорожным транспортом можно доставлять небольшие партии по семь вагонов. Это очень привлекательное условие. Однако отмечу, что тарифная составляющая железнодорожной перевозки должна быть конкурентоспособна мультимодальной ввиду жёсткой рыночной конкуренции на рынке зерна за рубежом», – уточняет Сергей Соколов.

По оценке участников рынка, маршрут будет интересен экспортёрам не только пшеничных отрубей, но и зерна. Причём во втором случае он может быть ещё более востребованным, но только после того, как будут снижены или отменены экспортные пошлины на зерновые культуры, которые пока сдерживают поставки этой продукции. «Несмотря на ряд ограничений с учётом существующих в настоящий момент карантинных мер, этот маршрут является альтернативой мультимодальной перевозке с использованием портовой инфраструктуры и создаёт дополнительные возможности для экспортёров зерновых культур, особенно Алтайского края и Сибири», – пояснила «Гудку» Евгения Фисенко.

Напомним, что в марте со станции Татарская Западно-Сибирской дороги в Турцию по транспортном коридору Баку – Тбилиси – Карс была отправлена первая партия пшеницы объёмом 500 тонн. Как ранее писал «Гудок», отправки зерновой продукции являются частью экспортной политики и усилий ОАО «РЖД» по освоению транспортного коридора БТК. Данным отправкам предшествовали длительные переговоры экспортёров при участии железных дорог России, Азербайджана, Грузии и Турции.

Мария Абдримова