Маршрутизация грузов. Драйвером роста погрузки остаётся каменный уголь

marshrutizaciya gruza

В январе – марте объём перевозок по сети ОАО «РЖД» составил 307,9 млн тонн. Этот показатель на 0,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот с начала года вырос по сравнению с I кварталом прошлого года на 3,9% и составил 660,1 млрд ткм.

Рост погрузки отмечается сразу по нескольким номенклатурам, в частности по цементу, чёрным металлам и коксу. Эксперты рынка связывают положительную динамику с переориентацией отправок этих товаров на внутренний рынок.

По данным ОАО «РЖД», в марте погрузка составила 106,7 млн тонн, что на 2,4% меньше, чем за аналогичный месяц прошлого года. Основная причина снижения – прекращение перевозок грузов на Украину и через её территорию, отмечается в официальном Telegram-канале холдинга.

При этом по результатам прошедшего месяца отмечается увеличение нескольких показателей холдинга: рост грузо­оборота (на 3,1% выше уровня марта прошлого года, до 234,4 млрд ткм) и грузооборота с учётом пробега вагонов в порожнем состоянии (на 2,2%).

Заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» по оперативной работе Сергей Галкин отметил, что 2 марта обновлён исторический рекорд по контейнерным поездам, единовременно находящимся на сети. Количество составило 880 контейнерных поездов.

По итогам I квартала увеличение объёмов перевозок зафиксировано по нескольким номенклатурам грузов. Среди них цемент (на 6,8% выше уровня января – марта 2021 года), чёрные металлы (на 5,8%), химикаты и сода (на 2,1%), железная и марганцевая руды (на 1,1%), кокс (на 1,1%) и строительные грузы (на 0,5%).

Как рассказал «Гудку» президент национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин, рост перевозок этих товаров связан с их активной переориентацией на внутренний рынок сбыта. По его прогнозам, во II квартале продолжится увеличение объёмов внутрироссийских перевозок по отношению к экспортным и импортным отправкам.

В сегменте перевозок ряда других товаров за январь – март 2022 года отмечено снижение объёмов погрузки. В частности, речь идёт о транспортировках химических и минеральных удобрений – на 2,8% ниже, чем за три месяца прошлого года.

По прогнозам генерального директора ООО «АБЦ-Рейл» Артура Нурмухамедова, погрузка минеральных удобрений скорее всего вырастет, что связано с ростом их производства и мерами дополнительного финансирования предприятий сельского хозяйства. «Для них (сельхозпроизводителей. – Ред.) сейчас складываются хорошие условия создания запасов удобрений на несколько сезонов вперёд», – считает эксперт.

Наибольший объём по результатам трёх месяцев отмечен в перевозках каменного угля – 91,2 млн тонн, а также нефти и нефтепродуктов – 55,4 млн тонн. При этом погрузка угля по итогам I квартала снизилась на 0,9% к уровню аналогичного периода 2021 года.

«Сильного сокращения перевозок каменного угля ожидать не стоит, однако важно учитывать возможности морских линий в портах Дальнего Востока, так как в сторону Восточного полигона сегодня разворачиваются все поставки этой продукции», – считает Павел Иванкин.

У другого драйвера погрузки – нефтяной продукции – по итогам января – марта зафиксирован рост к уровню прошлого года на 2,2%.

По прогнозам советника генерального директора ООО «БалтТрансСервис» Владимира Прокофьева, в ближайшие два месяца стабильного роста экспортных отправок в этом сегменте грузов не будет. Это связано с тем, что основные потребители продукции – Китай и Южная Корея – сегодня находятся на карантине, а на других потенциальных потребителей повлияли санкции.

Анна Якушева, Анастасия Баранец