noviy marshrut sever yug

На сети ОАО «РЖД» зафиксировали рост перевозок в направлении Азербайджана: в марте объём экспортных отправок через погранпереход Самур увеличился на 20% к уровню прошлого года. Это объясняется тем, что российские экспортёры ищут альтернативные маршруты для отправки товаров. По оценке участников транспортного рынка, у южного направления есть потенциал, но чтобы его раскрыть, нужно развивать инфраструктуру на российско-азербайджанской границе.

В Северо-Кавказском территориальном центре фирменного транспортного обслуживания подтвердили «Гудку» рост интереса грузоотправителей к отправкам через Азербайджан.

Как отметили в ТЦФТО, в марте текущего года через погранпереход Самур перевезено свыше 280 тыс. тонн экспортных грузов, что на 20% выше уровня марта 2021 года. При этом экспортные отправки в этом направлении с полигона Северо-Кавказской дороги выросли за месяц на 83,4%. «Это связано с необходимостью переориентировать товарные потоки в текущих условиях и поиском альтернативных рынков сбыта. Мы ожидаем дальнейшего роста объёмов перевозок», – уточнили в ТЦФТО.

Ранее в Telegram-канале ОАО «РЖД» сообщали, что число заявок от экспортёров в направлении Азербайджана выросло в четыре раза.

Напомним, что через Азербайджан проходит западная ветка МТК Север – Юг, который связывает Индию, Иран и страны Персидского залив с Россией.

Руководитель пресс-службы АО «РЖД Логистика» Евгения Фисенко отметила, что этот коридор сегодня вызывает повышенный интерес с учётом ограничений на европейских границах и текущая геополитическая ситуация придаст МТК дополнительное значение и импульс для развития.

«Через МТК Север – Юг традиционно идут экспортные грузы из России в направлении Азербайджана и Ирана. Маршрут берёт своё начало в Санкт-Петербурге, проходит через столицу, Рязань, Саратов, Волгоград, Астрахань. На маршруте могут консолидироваться грузопотоки из этих регионов», – уточнила она.

РЖДЛ совместно с партнёрами из Азербайджана уже организовала ряд тестовых перевозок свежей плодоовощной продукции из Азербайджана в Россию и в феврале выполнила пилотную перевозку 11 рефконтейнеров со скоропортящимися грузами из Ирана в Россию по МТК Север – Юг.

Исполнительный директор Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) Сергей Авсейков полагает, что азербайджанский транзит может стать рабочим вариантом в условиях сегодняшней переориентации грузопотоков в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако для полноценного использования южного направления, как считают участники рынка, требуется модернизировать переход Самур.

«Потенциал ограничивается пропускной способностью самого пограничного перехода Самур (примерно полтора десятка поездов в сутки в общей сложности) и мощностями портов Каспия (в Баку – 100 тыс. TEU в год, в Актау – 30–40 тыс. TEU, в Туркменбаши – 400 тыс. TEU)», – отмечает Сергей Авсейков.

Второй вариант, по мнению Сергея Авсейкова, – развитие международного транспортного коридора Север – Юг через Иран с выходом в регион Персидского залива для дальнейшей доставки морем в страны АТР и Индию, «Но это пока только перспективы», – добавляет он.

Мария Абдримова