В 2016 году на субсидирование грузовых железнодорожных перевозок через Литву и Белоруссию Калининград получил из федерального бюджета 568 млн руб. Целевые дотации связаны с потерями, которые несут калининградские предприятия. Транзитные перевозки грузов обходятся им дороже, чем другим компаниям на территории России, - на 30 тыс. руб. и более за каждый вагон.

По словам министра развития инфраструктуры Калининградской области Елены Дятловой, субсидии на компенсацию частичных затрат по перевозке грузов железнодорожным транспортом выравнивают условия ведения хозяйственной деятельности на всей территории страны. А само удорожание транспортной составляющей в себестоимости продукции связано с валютными тарифными расчётами.

"Такую меру поддержки наши предприятия не получали никогда. Сумма субсидий составит от 30 до 60 тыс. руб. на один вагон", - пояснила Елена Дятлова.
Председатель комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты Леонид Степанюк пояснил, что дотационная ставка рассчитывалась на основе производства, объёмов перевозок и числа компаний, подпадающих под закон.

По его словам, такая сумма полностью оправданна и объективна. Она позволит выровнять обстановку с грузовыми отправлениями. В качестве примера эксперт привёл автомобильные перевозки, где компенсация в 60 тыс. руб. покрывала бы весь фрахт.

"Под закон попадают калининградские производители, главным образом крупные компании - основные пользователи железной дороги, - уверен Леонид Степанюк. - Небольших предприятий это коснётся в меньшей степени из-за характера перевозимой продукции, в силу её ценности, и малых партий".

В частности, ООО "Автотор Холдинг" (Калининград) сможет, по его мнению, воспользоваться дотациями. Однако в компании не смогли оперативно рассказать, позволят ли государственные субсидии выровнять ситуацию с перевозками, а также достаточна ли выделяемая сумма.

При этом схема получения субсидий проста и прозрачна, настаивает Леонид Степанюк. Необходимы подтверждающие транспортные документы и грамотно заполненная таблица расчёта транспортной составляющей. После проведения успешной компенсации железнодорожных перевозок предполагается лоббировать схемы поддержки и других видов транспорта - автомобильного и морского.

Напомним, что ранее руководитель департамента корпоративных коммуникаций Литовской железной дороги (ЛЖД, Lietuvos Gelezinkeliai) сообщал "Гудку", что тарифы на транзитную перевозку грузов по железной дороге в 2016 году в Литве повышать не собираются. Но и ставки, размер которых составляет около 6-9 евро за тонну, в зависимости от общей массы перевозимого груза, не изменятся.

Между тем Правила предоставления дотаций вступают в силу с апреля 2016 года. А компенсация предоставляется в размере превышения стоимости перевозки по железным дорогам Литвы и Белоруссии над стоимостью аналогичной перевозки по территории России, равное сумме расстояний перевозки по железным дорогам трёх стран.

Дарья Белоглазова, Ежедневная транспортная газета "Гудок" №43 от 23.03.2016 г.