trans russiya zasedanie

В Москве открылась 27-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий.

Пленарной дискуссией «Место России на мировой логистической карте» о современных реалиях грузовых перевозок открылась 27-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia. По оценке участников рынка, грузоотправители уже нашли новые рынки сбыта продукции, а логистические цепочки продолжают перестраиваться и адаптироваться согласно этим контрактам. При этом новые логистические маршруты продолжат выстраиваться через Дальний Восток, порты Азово-Черноморского бассейна и МТК Север – Юг.

Основной темой пленарной дискуссии стала трансформация логистических цепочек. «Мировая логистическая карта стремительно меняется, РЖД приходится приспосабливаться к этим условиям совместно с грузоотправителями, бизнес-сообществом, машиностроителями, портовиками, – отметил первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов. – Главным приоритетом для РЖД остаются потребности клиентов».

По данным холдинга, международные железнодорожные перевозки грузов выросли в I квартале и составили 141 млн 700 тыс. тонн грузов, это больше аналогичного периода прошлого года на 0,4%. В сообщении с дружественными странами объёмы перевозок за прошлый год увеличились на 23%, за I квартал 2023 года – на 66%. По итогам I квартала рост объёмов грузов по восточному направлению составил 8%, по Азово-Черноморскому – 2%, по МТК Север – Юг – в 2 раза. На 42% возросли перевозки с Турцией, несмотря на различные форс-мажоры, в том числе и стихийные бедствия. «Это новые маршруты и контракты. То, что мы сделали, позволило 700 предприятиям не останавливать своё производство, – сказал Сергей Павлов. – Развитие коридоров заставляет нас рассматривать и обсуждать вопросы по этой теме на уровне министерств на ежедневной основе».

Так, в планах холдинга к 2030 году нарастить провозную способность Восточного полигона до 210 млн тонн. Государство уделяет огромное внимание развитию инфраструктуры на Восточном полигоне. «Дальний Восток – это макрорегион, который в условиях переориентации грузопотоков на восток, несомненно, должен быть в приоритете государственной экономической политики, а развитие его транспортной инфраструктуры – в центре внимания Совета Федерации», – считает заместитель председателя комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической политике Константин Долгов.

Холдинг также продолжает модернизировать старые и вводить в эксплуатацию новые пограничные переходы на Дальнем Востоке. На данный момент в стадии проектирования находится модернизация погранперехода в Монголию Наушки.

«Мы уже вышли за пределы развития только ОАО «РЖД», сейчас вместе с казахстанскими коллегами планируем строительство нового погранперехода Бахты (расположен на территории Казахстана на границе с КНР)», – отметил Сергей Павлов.

Другие направления также заслуживают внимания. Так, пропускная способность к 2030 году на азово-черноморском направлении достигнет показателя 152 млн тонн, а в коридоре Север – Юг – 20 млн тонн. Сейчас по коридору Север – Юг регулярно раз в месяц курсирует контейнерный поезд. По словам Сергея Павлова, в мае планируется выйти на частоту 2 раза в месяц, а чуть позже – на еженедельную отправку поезда по маршруту. Для этого представители ОАО «РЖД» ведут диалог с зарубежными партнёрами: формируют новые сервисы, оптимизируют тарифы, согласовывают плановые объёмы перевозки. Портовики и терминалы помогают ОАО «РЖД» в достижении новых результатов. Например, совместно с Транспортной группой FESCO ОАО «РЖД» перевели в цифровой формат товаротранспортные накладные, что позволило сократить время перевозки с 90 до 10 суток.

Участники рынка считают, что нынешние изменения и ограничения со стороны недружественных стран имеют положительный эффект: это привело к активному развитию компаний, открытию новых морских линий и увеличению железнодорожных перевозок.

По словам председателя совета директоров Транспортной группы FESCO Андрея Северилова, 2022 год стал годом прорыва. Растут объёмы перевалки грузов в портах. «Только в январе текущего года мы совместно с ОАО «РЖД» отправили 53 контейнерных поезда из Владивостока в направлении центральных регионов России. Кроме того, мы начали отправлять сдвоенные поезда», – говорит он.

Сегодня российские производители нашли новые рынки сбыта и заключили первые кратко­срочные и долгосрочные договоры. Однако этот процесс будет продолжаться, соответственно, будут открываться новые морские линии, мультимодальные и сухопутные маршруты.

ГУДОК