cisternf 15 157

На прошедшей недавно в столице международной научно-практической конференции "Терроризм и безопасность на транспорте" эксперты обменялись мнениями о способах предупреждения возникновения аварийных ситуаций на железных дорогах.

На этом форуме речь шла в том числе и о проблемах перевозки нефтепродуктов, сжиженного газа и других опасных грузов.

Так, для ускорения оповещения грузоотправителей о возникновении аварийной ситуации предлагается обязательно вносить в железнодорожную накладную телефон круглосуточного дежурного оператора компании - владельца груза. Это обеспечит оперативную связь клиентов с перевозчиками и позволит быстрее выполнять требования "Правил безопасности и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железной дороге".

В частности, этот документ, утверждённый правительством ещё в 1996 году, предусматривает привлечение представителей грузоотправителя к ликвидации аварии и восстановительным работам на месте происшествия в возможно короткий срок. Пока же оповещение грузоотправителя зачастую производится телеграммами, что значительно затягивает сроки ликвидации последствий происшествий.

Кроме того, при аварии с цистернами, в которых перевозится опасная продукция, и возникновении очагов огня эксперты рекомендуют МЧС России немедленно применять пожарную авиацию для ликвидации возгорания. Высокая эффективность её действий и максимальная скорость доставки средств пожаротушения особенно актуальны при авариях цистерн со сжиженными углеводородами на территории населённых пунктов.

В свою очередь, для контроля состояния подвижного состава с опасными грузами в пути следования на крыше локомотива требуется устанавливать видеокамеры. Это позволит своевременно выявлять и оперативно устранять дефекты технических средств.

А для оперативного удаления сжиженных углеводородов и другой продукции из аварийных вагонов нужно оснастить профессиональные спасательные формирования, обслуживающие ОАО "РЖД", мобильными перекачивающими установками, разработанными отечественными специалистами.

Одна из них успешно прошла испытания в условиях реальной эксплуатации на станции Стенькино (Рязанская область) летом 2015 года. Установка, обслуживаемая всего тремя специалистами, позволяет организовать слив и откачку углеводородов жидкой и газовой фазы из пяти цистерн одновременно с перекачкой продукта в резервные транспортные ёмкости. Поскольку она смонтирована на шасси грузового автомобиля "КамАЗ", её можно очень быстро доставить даже к удалённому от станции месту происшествия.

Считаю, что подобными установками надо оснастить также специализированные пожарные поезда, газоналивные станции и терминалы, на которых принимают и отпускают сжиженные углеводороды. Ведь такая мера позволит значительно снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций при операциях с опасными грузами на железнодорожных путях не только общего пользования, но и промышленных предприятий нефтегазовой промышленности.

Гудок № 39 (25944) (17 марта 2016 г.)