Объем грузоперевозок автотранспортом между Китаем и Россией вырос вдвое за последний год, а по железнодорожной инфраструктуре – на 30%, об этом сообщают власти Забайкальского края. По их информации, наибольший грузопоток, до 65%, идет именно через погранпереходы Забайкальска. Участники рынка заявляют, что работу этих двух погранпереходов в российском поселке блокируют как снежные заносы, так и узкие места на инфраструктуре.
Погоды, подвижной состав и цифровизация
«В связи со сложными погодными условиями и частичными перекрытиями дороги Чита – Забайкальск будет производиться пропуск по электронной очереди транспортных средств, прибывших к МАПП с опозданием до 24 часов», – это сообщение Минплан Забайкалья опубликовал в минувшую пятницу. Снег и наледь на дорогах нарушили работу автомобильного пункта пропуска на несколько суток. Официально из-за снегопада в Забайкальском крае сформировались протяженные опасные участки. Для дальнобойщиков, которых непогода застала в пути, на федеральных трассах установили пункты обогрева. Водителям, которые смогли зарегистрироваться в электронной очереди, но застряли в пути, гарантировали прохождение погранперехода в течение 24 часов. О нормализации обстановки сообщили уже в воскресенье, 17 ноября. Пропуск фур согласно времени, указанному в заявке, начался в 21.00. Подчеркнем, ранее пресс-служба российской таможни сообщала, 40% всего объема груза, около 280 ед. техники, проходящего через автомобильный погранпереход в Забайкальске, осуществляется в ночное время с 20 часов вечера до 8 утра.
Объем автомобильных грузоперевозок из Забайкалья в Китай увеличился практически вдвое в 2024 году, об этом губернатор Забайкальского края Александр Осипов сообщил в интервью ТАСС. С его слов, наибольший объем грузоперевозок в направлении Китая идет через железнодорожный и автомобильный пограничные переходы в поселке Забайкальск. До 65% всего сухопутного грузооборота, подчеркнул он
«Динамика в последние годы становится еще более масштабной. В этом году рост по перевозкам железнодорожным – почти 30%, идет и практически удвоение по автомобильным перевозкам», – добавил он.
Через железнодорожные погранпереходы с КНР в январе – октябре перевезли 34 млн тонн в экспортно-импортном сообщении, что на 14,5% больше, чем за аналогичный период 2023 года, об этом сообщила накануне пресс-служба железнодорожного перевозчика. Из них на экспорт в этот период отправлено 31,9 млн тонн грузов (+16,2%). Только через железнодорожный погранпереход в Забайкальске перевезено в этот период 17 млн тонн груза, что на 6,7% больше, чем годом ранее. Для сравнения, через Гродеково в Суйфэньхэ перевезено 7 млн тонн грузов, это на 1,7% больше, чем годом ранее.
Поддержание объема
Одним из направлений сотрудничества России и Китая является модернизация железнодорожной инфраструктуры и строительство логистических объектов, об этом рассказал РЖД-Партнеру Ян Лапин, руководитель коммерческого отдела АО «Канавара Групп». Китай уже участвует в расширении Транссибирской магистрали и БАМа.
«Это позволяет повысить пропускную способность и скорость транспортировки грузов. Также Китай участвует в строительстве новых терминалов и портов, например контейнерного терминала в Приморье, который облегчит доставку грузов из Китая в Европу через Россию. Китайская сторона задействована в строительстве моста через Амур в Благовещенске. Это тоже сократит время пересечения границы и повысит мобильность грузов. Реализация этих проектов сопровождается вызовами, такими как согласование регуляторных аспектов и дефицит рабочей силы, но основные объекты планируется ввести в эксплуатацию до конца 2025 года», – прокомментировал он.
Рост объемов поддержала модернизация железнодорожного пункта пропуска Забайкальск в 2022 году. Работы позволили увеличить пропускную способность с 17 до 26 пар грузовых поездов в сутки. В этом году в Забайкальске введены три досмотровых комплекса на въезд и на выезд в автомобильном, а также в железнодорожном переходах. Они, со слов Осипова, еще более нарастили контроль и обработку транспортных средств и вагонов. В ФГКУ «Росгранстрой» обсуждают дальнейший план по модернизации пунктов пропуска на границе с Китаем. Сообщается, реализация его увеличит количество полос, предназначенных для всех видов транспорта, с 17 до 28, а также повысить пропускную способность пункта пропуска в 5,5 раза до 2,4 тыс. транспортных средств в сутки. Завершить реконструкцию планируется в 2027 году.
Кроме того, на территории опережающего развития «Забайкалье», расположенной на границе России и Китая, построят новый контейнерный железнодорожный терминал. Объем инвестиций оценивают в 12 млрд руб. Проектная мощность его – до 250 тыс. ДФЭ в год.