Участники железнодорожного рынка проанализировали новый проект приказа ФАС России о внесении изменений в «Прейскурант 10-01», определяющий правила расчета грузовых тарифов РЖД, и оказались в недоумении. Несмотря на заявления самой службы о том, что все изменения носят «юридико-технический» характер и «сохраняют действующий порядок тарификации», в тарифном руководстве оказался заложен рост цен на перевозку целого ряда грузов и порожних вагонов различных типов сверх утвержденных правительством параметров индексации.

В новой версии «Прейскуранта 10-01» – главного документа, определяющего порядок расчетов за услуги грузовых перевозок по инфраструктуре РЖД и опубликованного Федеральной антимонопольной службой России (ФАС) в ходе процедуры антикоррупционной экспертизы, участники рынка обнаружили целый ряд изменений, которые приводят к существенному росту тарифов сверх установленных параметров индексации на 2026 год. Это полностью противоречит заявлениям самой службы: в пояснительной записке к проекту приказа прямо указано, что его целью является исключительно учет «накопившихся юридико-технических изменений и требования Минюста России по оформлению нормативных правовых актов», а сам документ «сохраняет действующий порядок тарификации и не изменяет уровень тарифной нагрузки на пользователей услуг железнодорожного транспорта».

InfraNews удалось ознакомиться с содержанием официального письма одной из российских отраслевых ассоциаций в адрес замруководителя ФАС России Геннадия Магазинова с просьбой «провести повторную выверку значений базовых тарифов» во избежание негативных последствий для отдельных отраслей экономики и, как следствие, снижения погрузки и доходов РЖД. Авторы письма утверждают, что новая редакция «Прейскуранта» предполагает повышение тарифов на перевозки порожних универсальных полувагонов и минераловозов на 10%, порожних цистерн – на 8%. Кроме того, в зависимости от вида груза перевозка груженых полувагонов вырастет на 7% для грузов первого класса, на 4,3% для грузов второго класса и на 2% для грузов третьего класса, а перевозка контейнеров подорожает на 5%.

Похожими расчетами поделились с InfraNews и в одной из крупных операторских компаний. Новый документ не содержит прежних корректирующих коэффициентов к базовым ставкам по классам грузов, которые ранее учитывались при ежегодной индексации, что автоматически ведет к их увеличению. «В случае, если на 2026 год будет применен «плоский» коэффициент индексации, тарифы на перевозку грузов 1-го класса в полувагонах вырастут на 7% дополнительно к общей индексации», – уточнили свою позицию в компании.

Расчеты операторов также показали, что перевозки угля на экспорт в восточном направлении в стандартных полувагонах по новым тарифным схемам подорожают как минимум на 2%, в среднем на 10,4% вырастет стоимость порожнего пробега крытых вагонов (в зависимости от класса груза, который в них находился), на 10% – порожних вагонов-хопперов. Кроме того, снижен порог дальности для применения понижающих коэффициентов на перевозки глинозема, железной руды на экспорт, введен дополнительный коэффициент на порожний пробег цистерн, а также целый ряд других необоснованных коэффициентов, рассказали InfraNews в операторской компании.

Как ранее сообщал InfraNews, правительство утвердило параметры ежегодной индексации грузовых тарифов РЖД на уровне 10% с 1 декабря 2025 года. Помимо общей индексации тарифов в 2026 году, правительство рассматривает возможность дополнительно увеличить стоимость порожнего пробега универсальных вагонов на 10% и на 5% проиндексировать тариф на перевозки контейнеров, однако на сегодняшний день эти изменения не утверждены (на портале проектов нормативно-правовых актов ФАС России опубликовала по этому поводу отдельный проект приказа). Против такой «точечной» индексации, в частности, ранее выступила Саморегулируемая организация «Союз операторов железнодорожного транспорта».

InfraNews