РЖД сократили размер скидки на отправку контейнеров в полувагонах со станций Дальневосточной и Забайкальской железных дорог с 20,7% до 10,2%, соответствующее решение правление РЖД приняло на заседании 26 сентября. Новый понижающий коэффициент действует с 1 октября по 31 декабря текущего года.
Прежний понижающий коэффициент на отправку контейнеров в полувагонах начал применяться в 2022 году с целью нивелировать нарастающий дисбаланс импортных и экспортных контейнерных потоков на Дальнем Востоке, а также сократить порожний пробег полувагонов по дефицитной инфраструктуре Восточного полигона. Последние несколько лет РЖД ежегодно продлевали эту скидку, а некоторые операторы построили бизнес на такой технологии. Однако в 2025 году ситуация изменилась: на фоне существенного снижения погрузки объемы экспорта практически сравнялись с объемами импорта, в результате чего потребность вывоза контейнеров с Дальнего Востока полувагонами почти исчезла.
Несмотря на публичные просьбы операторов отказаться от перевозки контейнеров в полувагонах в период падающего рынка, текущее сокращение скидок участники контейнерного рынка восприняли по-разному. Так, заместитель генерального директора «Новой логистической» Петр Айрапетов заявил InfraNews, что компания благодарна РЖД за принятое решение и «полностью его приветствует». «На фоне снижение импорта, наличие скидки для перевозки контейнеров в полувагонах приводило к тому, что некоторые операторы, в том числе и мы, отказывались отправлять свои платформы на Дальний Восток, не имея обратной загрузки. Мы понимали, что при условии преференций для полувагонов, мы не сможем пристроить свои платформы на Дальнем Востоке или же пристроим их очень дешево», – рассказал он.
Аналогичную позицию высказал сотрудник одного из дальневосточных морских терминалов, отметив, что решение РЖД безусловно принято в пользу контейнерных операторов и уже позволило снизить скопление фитинговых платформ на подъездных путях морских терминалов.
В то же время, другой собеседник InfraNews на контейнерном рынке заявил, что решение РЖД вызывает «серьезную озабоченность». «Данное тарифное решение приведёт к тому, что с Дальнего Востока поедет меньше контейнеров в полувагонах. Следовательно, вырастет порожний пробег подвижного состава, причём на дефицитном с точки зрения железнодорожной инфраструктуры направлении», – заявил собеседник InfraNews. Кроме того, по его мнению, увеличение тарифов повлечёт за собой удорожание перевозок, а значит и отток грузовой базы с железной дороги на другие виды транспорта, что идёт вразрез с интересами рынка и РЖД.