ОАО «РЖД» получило право предоставлять скидку 14% на перевозку грузов первого класса, второго и третьего классов - в размере 50%

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала приказ 1846/16 о внесении точечных изменений в Прейскурант 10-01. Согласно документу, ряд нефтяных грузов переводится из первого класса во второй, а тарифы на перевозку контейнеров дополнительно индексируются на 4%.

С 1 февраля 2017 года целый ряд энергетических грузов (в частности энергетические газы, бензин стабильный газовый, дистилляты газового конденсата и ряд других) переводится в группу грузов второго тарифного класса. По классификации, введенной в 1996 году, к первому классу относятся грузы, транспортная составляющая в цене которых более 15%, ко второму – не более 10%, а к третьему – 5% и менее.

На второй класс установлен коэффициент 1,15 к базовой стоимости перевозки, обозначенной в Прейскуранте. Как говорится в пояснительной записке к приказу, характеристики жидкого газового топлива в данном случае абсолютно идентичны нефтяному, и даже при дополнительном контроле ОАО "РЖД" не представлялось возможным полностью исключить злоупотребления при приемке его к перевозке, выставляя более низкую стоимость. Поэтому это решение может увеличить доходную базу компании. Как полагают в ФАС, рост стоимости транспортировки таких грузов будет компенсирован возможностью снижения цены перевозки до минус 50% в рамках тарифного коридора. В любом случае в 2017 году рост стоимости не должен превысить 6% (это также отмечено в приказе), что укладывается в рамки общей индексации. Такое решение, по мнению антимонопольного ведомства, приведет к замедлению темпов падения перевозок нефтяных грузов с 6,9% в 2016 году до предполагаемых 4,5% в этом.

Также ФАС повысила коэффициент на перевозку универсальных контейнеров, что в сумме дает увеличение тарифа на 2017 год на 4%. Это дополнительное увеличение к уже принятой общей индексации на год в размере 6% для всех грузов.

Ранее правительство приняло решение об общем увеличении тарифов на железнодорожные перевозки в 2017 году на 6% (из них 2% – на капитальный ремонт путей, которые далее не войдут в общую базу повышения на 2018 год), сохранении на два года возможности применения тарифного коридора РЖД с минус 50 до плюс 10%, а также увеличении коэффициентов на перевозку каменного угля и руды на расстояние свыше 3,5 тыс. км.

Индексация 2% на капитальный ремонт – это дополнительно 23,6 млрд руб. для компании, которые она должна направить на строго согласованные с ФАС и Советом потребителей услуг ОАО "РЖД" проекты. Контроль над расходованием этих средств будет происходить по аналогии с теми суммами, которые были получены из Фонда национального благосостояния на модернизацию БАМа и Транссиба.

"Унификация тарифов на перевозки энергетических грузов – это предложение ОАО "РЖД", и оно было принято правительством, – говорит руководитель управления по тарифам ЦФТО ОАО "РЖД" Ирина Ажикина. – Пока трудно сказать, даст ли это экономический эффект в 2017 году, потому что по поручению правительства мы должны сохранить для грузоотправителей тарифную нагрузку на уровне прошлого года. Дополнительное повышение по контейнерным перевозкам связано с тем, что в течение последних нескольких лет тарифы на этот вид грузов искусственно сдерживались, и сейчас они на 20–22% ниже, чем могли бы быть, исходя из рыночных условий".

"Вносить точечные изменения в Прейскурант было необходимо, и это важный момент в тарифной политике, – отметил заместитель генерального директора компании СУЭК и член Совета потребителей услуг ОАО "РЖД" Денис Илатовский. – Благодаря решению правительства по корректировке коэффициентов теперь все перевозки ОАО "РЖД" операционно доходны, в том числе и угля на дальние расстояния. Уже нет убыточных перевозок. Без ажиотажа и сохраняя разумную консервативность, действуя постепенно, мы получим хороший и всех устраивающий результат".

"Компания вынуждена синхронизировать разнонаправленные поручения правительства, которые, с одной стороны, требуют максимальных дивидендных отчислений в бюджет, а с другой – понижают тарифную нагрузку на экономику", – говорит руководитель департамента экономики ОАО "РЖД" Ирина Костенец.

Тем не менее, по ее словам, тарифные решения помогут сбалансировать финансовое состояние компании. В 2017 году предстоит оптимизировать порядка 50 млрд руб., и это гораздо меньше, чем если бы было принято первоначальное предложение о простой индексации тарифов всего на 4%.

Гудок.ру